
http://www.vesti.ru/doc.html?id=208099
http://echo.msk.ru/programs/razvorot/539684-echo/
http://www.rg.ru/2008/09/11/pusk-bak.htmlВчера, по московскому времени сразу после полудня, из Женевы пришло ожидаемое сообщение: пробный пуск Большого адронного коллайдера состоялся. Пучок протонов удалось провести по всему 27-километровому кольцу нового ускорителя - самой большой в мире исследовательской установки.
С экспериментами на этом ускорителе элементарных частиц ученые разных стран связывают большие и весьма необычные ожидания. "Это фантастический момент, - не скупился на эмоции главный герой вчерашнего дня руководитель проекта Лин Эванс. - Мы можем теперь ожидать наступления новой эры в понимании происхождения и эволюции Вселенной". Вторя своему коллеге, директор ЦЕРНа Робер Аймар назвал БАК "машиной открытий". По словам ученого, намечаемая на нем исследовательская программа способна "в корне изменить наши представления о мироздании".
Так оценили событие его организаторы и прямые участники. Те же, кто наблюдал стартовые процедуры через Интернет (а сделать это из-за огромного наплыва пользователей Сети оказалось непросто) или следил за прямыми телевизионными включениями из ЦЕРНА, вполне возможно, испытали вчера некое разочарование. Столько накануне было выплеснуто эмоций - от безудержного восхищения предстоящим экспериментом до панических страхов "конца света", а на деле все оказалось довольно буднично и даже скучно.
"Впрыснули" в разгонную систему коллайдера одну порцию протонов - провели ее с помощью магнитов по одному из секторов основного кольца. Затем - другую, уже по двум секторам... И так, на минимальной мощности, без попыток разгона до скорости, почти равной скорости света, и даже без запуска встречного пучка, который обеспечивал бы столк новения частиц - для чего все, собственно, и затевается.
http://www.ng.ru/science/2008-09-10/17_collaider.htmlБольшой адронный коллайдер (Large Hadron Collider, LHC) – самая большая и самая сложная экспериментальная установка в области физики элементарных частиц. Это кольцевой ускоритель заряженных частиц на встречных пучках длиной 26,65 км. Кольцо это на глубине 100 м пролегает под территориями Швейцарии и Франции.
С помощью семи тысяч сверхпроводящих магнитов LHC будет разгонять протоны до энергий, каких еще никогда не добивались в ускорителях (7 тераэлектронвольт). При выходе на проектную мощность все циркулирующие в нем протоны будут нести энергию, примерно равную кинетической энергии 900 автомобилей, едущих со скоростью 100 км/ч, или достаточную, чтобы вскипятить две тонны воды. Их пучки будут сталкиваться 30 миллионов раз в секунду, и при каждом таком столкновении будут рождаться тысячи элементарных частиц.
Почти 100 миллионов каналов данных, идущих от каждого из детекторов, могли бы за секунду заполнять 100 тысяч компакт-дисков, которые за шесть месяцев могли бы образовать штабель, достигающий Луны. Поэтому данные будут тщательно фильтроваться; регистрировать будут только по сто самых интересных столкновений в секунду. Для обработки прошедших через фильтр данных создана распределенная вычислительная сеть ГРИД, объединяющая десятки тысяч компьютеров в институтах мира.
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/te ... 607605.stmВ исследовательском центре Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) в Швейцарии успешно начался беспрецедентный научный эксперимент - ученые запустили крупнейший ускоритель частиц, когда-либо созданный в мире, - Большой адронный коллайдер.
Первый пучок протонов завершил свой первый пробег по вакуумной трубе в туннеле в направлении по часовой стрелке утром в среду. Спустя пять часов такая же струя протонов помчалась в противоположном направлении по соседней трубе.
Пока что эти пучки разогнанных до околосветовых скоростей протонов запускаются раздельно. И в обоих случаев их выключали или, как говорят физики, "сбрасывали" после нескольких пробегов по кольцу.
К вечеру среды инженеры рассчитывают продлить этот цикл до нескольких секунд, "замкнув орбиту", как они выражаются.
ЦЕРН пока не объявил, когда состоится первое столкновение пучков, для чего и предназначен коллайдер. Однако Би-би-си имеет данные о том, что подобные столкновения с низкими уровнями выделяемой энергии могут последовать уже в ближайшие дни. Они позволят инженерам отладить аппаратуру, но не дадут каких-либо научных результатов.
Черные дыры?
Новость об успехе эксперимента приветствовали физики в разных концах мира.
В любой момент что-то могло пойти не так
Руководитель проекта Лин Эванс, занимающийся проектом с 1984 года, сказал, что почувствовал огромное облегчение.
"Это машина невероятной сложности, - сказал он. - Что-то может пойти не так в любой момент. Но сегодня утром было положено прекрасное начало".
В 27-километровом тоннеле в Альпах расположено более тысячи цилиндрических магнитов.
Строительство Большого адронного коллайдера (БАК) обошлось примерно в 10 млрд. долларов.
Ученые-физики надеются, что во время эксперимента удастся воссоздать условия, возникшие во Вселенной в первые мгновения после Большого взрыва.
Как рассчитывают ученые, это должно произойти в специальных местах, где детекторы будут отслеживать столкновения ядер атомов.
Однако некоторые специалисты опасаются, что в ходе проводимых на коллайдере экспериментов могут образоваться черные дыры и сгустки антиматерии, в результате чего, теоретически, вся планета может быть уничтожена.
Результаты последних астрономических наблюдений позволяют предположить, что обычная материя, из которой сформировались галактики, звезды, планеты, составляет всего лишь 4% Вселенной.
Темная энергия
Остальное - это темная материя (23%) и темная энергия (73%). По мнению физиков, БАК позволит ученым приблизиться к пониманию природы этих первичных элементов мира.
За ходом эксперимента следит более 1700 ученых в научных центрах в Швейцарии, Франции, Британии и других стран.
Объем научных данных, генерируемых информационной системой БАК, настолько велик, что если бы его переносили на компакт-диски, каждую секунду заполнялась бы стопка дисков высотой 137 метров.
Однако реализация проекта не обошлась без проблем: его стоимость почти в четыре раза превысила расчетную, возникали проблемы с оборудованием, а запуск проекта был задержан на два года